Ирина

08 декабря 2017

1149

У меня вопрос по технике молитвы. Слушаю лекции Олега Геннадьевича около трех месяцев, молюсь, к сожалению, не каждый день, но стараюсь. Молюсь в позе бабочки, слушая голос святого человека. Сначала всё комфортно, а через 20–30 минут начинается онемение ног: стопы, затем ноги полностью. Вместе с онемением постепенно появляется сильная боль в тазобедренных суставах, причем сначала и сильнее в левом. За все это время также несколько раз наступает прилив головокружения и вдохновения одновременно. Стараюсь не двигаться, терплю.

Головокружение проходит достаточно быстро, а вот онемение ног полностью сходит где-то через полтора часа. Всё это время молюсь. После этого иногда в течение дня болят ноги, чувствуется слабость и боль, в основном, в коленях. Скажите пожалуйста, правильно ли поступаю, досиживая до полного снятия онемения? Олег Геннадьевич на лекциях как-то говорил, что сидеть неподвижно нужно не более 40 минут. Иногда я заканчиваю молитву раньше, досидев до 40–50 минут, и онемение проходит уже после того, как поменяла положение ног. В этом случае ноги болят чувствительнее в течение дня.

В последние дни последовательность онемения изменилась. Если раньше всё начиналось с левой ноги, то теперь всё по-разному. Иногда неметь начинает сначала правая нога, иногда немеет только правая. Боль сильнее была в левом тазобедренном суставе, затем в правом. А сегодня болели оба голеностопных сустава и дискомфорт был именно там.

Связаны ли боль и дискомфорт с тем, что именно там, где болит, идет лечение и надо к этому относиться терпеливо и продолжать долго сидеть неподвижно до полного снятия онемения и боли? Или, сидя неподвижно так долго в одной позе (1,5 часа), я могу навредить себе? Правильно ли выходить раньше, чем онемение прошло само? Стоит ли ожидать дискомфорта в других частях тела? Значит ли это, что там начинается оздоровление?

Наталья Мусатова

У этой проблемы есть несколько аспектов. 

Для начала возьмем физический аспект. Вы пишете, что молитесь в позе бабочки. Поза бабочки — это такая довольно сложная поза, если ее правильно сделать. Довольно сложно в ней сидеть и не стоит в ней сидеть на жестком полу, нужно подстилать что-то мягкое. Поза бабочки — это резкая растяжка, и эта растяжка скорее всего является для вас непомерной, слишком сильной, поэтому у вас начинают болеть ноги.

Поэтому целесообразнее подложить деревянные или пенопластовые кирпичики (есть такие в йоге Айенгара), чтобы ногам было комфортно. И уже потом со временем потихонечку усиливать эту растяжку. Это хорошо, что наступает прилив вдохновения. Олег Геннадьевич советует, что неподвижно сидеть нужно не более 45 минут.

Я вам не советую ждать нескольких приливов головокружения и вдохновения. Посидели 40–50 минут и меняйте позу. Можете также попробовать другие позы. Можно молиться стоя. Можно молиться в позе алмаза, можно на коленях. Попробуйте эти позы, возможно, они будут для вас более комфортными, можно их чередовать.

Кстати, очень важный вопрос, болят ли у вас суставы вообще. Если у вас есть проблемы по суставам, по мышцам, то эти статические упражнения, эти позы во время молитвы нужно сочетать с динамикой. То есть в течение дня заниматься какими-то динамическими упражнениями. Это может быть йога Айенгара или лечебная физкультура.

С точки зрения морального, духовного аспекта, когда вы молитесь, самое главное в это время — это не то, что у вас будут очищаться каналы. Не это должно быть самым главным. Самое главное в молитве — это установить контакт со Святостью. И соответственно на это нужно обращать особое внимание. А то, как чувствует себя физическое тело, это уже должно быть на втором плане. Если вы концентрируетесь не на молитве, не на отношениях со Святым человеком, а концентрируетесь на положении тела, на том, пробились или не пробились ваши каналы, то это не очень хорошо для молитвы.

Каналы пробьются обязательно, если вы будете заниматься духовной практикой. Но когда вы ставите это самоцелью, а у вас это, видимо, так, то что происходит? Куда мы направляем свое внимание, туда направляется наше ложное эго. В данном случае вы направляете свое внимание на физическое тело, на то, что с ним происходит, на позу. Вы направляете туда ложное эго, а оно всегда приносит страдания. Это основная его функция — приносить боль, поэтому и будет сильная боль в физическом теле.

Лучше ставить вопрос по-другому. Когда у меня начинается эта боль, я не думаю о том, пробиты у меня каналы или нет, я отдаю вот эту боль Святому человеку, отдаю Господу как аскезу, для того чтобы улучшить свою духовную жизнь. И даже не столько улучшить свою духовную жизнь, сколько наладить контакт со Святостью, со Святым человеком.

У вас пока получается такой немного утилитарный подход, который не принесет никакой пользы, если вы будете постоянно думать о том, как вы сидите. Направьте свое внимание всё-таки больше на духовный аспект.

Еще один момент: вы пишете, что молитесь, к сожалению, не каждый день. Молитва должна быть каждый день. Она может быть не обязательно 1,5 часа, но она должна быть каждый день. Как каждый день мы чистим наше тело, развиваем его физически, так мы должны тренировать наш разум, должны протирать зеркало нашего ума. Я бы даже сказала, что это не просто зеркало, это окно, через которое мы смотрим на мир. И молитва как раз очищает это окно от кармы, которая приходит каждое утро. Поэтому постарайтесь молиться каждый день, хотя бы понемногу, по чуть-чуть. Не превращайте молитву в физическое упражнение.

Вы пишете, стоит ли ожидать дискомфорта в других частях тела, значит ли это, что там начинается оздоровление. Обращайте внимание на Святость. Оздоровление будет происходить по воле Бога как Его благодарность, благодеяние за то, что вы все-таки заметили, что Он есть на свете, и начинаете строить с Ним какие-то отношения. Это придет как благословение. Концентрируйтесь на голосе Святого человека. Старайтесь ему служить, кланяться в своей молитве. 

Я думаю, всё у вас получится и желаю вам счастья. 

Комментарии:

Ерошко Эмилия Михайловна

Здравствуйте! Какими молитвами молиться из молитвослова?